Стратегия развития московского образования до 2025 года 29.03.2018

Учительское сообщество Москвы подготовит стратегию развития столичного образования до 2025 года

Педагоги сформулируют задачи, которые стоят перед школами на будущее, а также оценят решение существующих проблем.

Московские школы дают качественное образование. Это касается большинства школ города. Об этом рассказал Сергей Собянин на встрече с представителями образовательного сообщества по вопросам стратегии развития образования до 2025 года.

По его словам, таких результатов удалось достичь благодаря серьезным изменениям в образовательной системе столицы, которые произошли в последнее время.

«Мы с вами прошли большой путь структурных изменений, финансовых, изменения мотивации работ, усиления материальной базы, самих подходов к образованию. Наши школы стали давать качественное образование. Не только элитные, но и большинство московских школ. Качество выпускников по всем параметрам стало в два раза лучше и выше, чем было на старте. Это подтверждено и международными исследованиями, и результатами ЕГЭ, олимпиад и так далее», — рассказал Мэр Москвы.

Сергей Собянин также отметил, что страна и мир продолжают быстро меняться: «Перед нами новые задачи, новые вызовы, к которым, конечно, наша школа должна быть готова. От работы нашей образовательной системы во многом зависит будущее наших выпускников, москвичей, которые заканчивают школы и идут в большую жизнь. От того, как мы их подготовим, во многом зависит успех будущей и очень непростой современной жизни».

По его словам, необходимо вместе с педагогическим сообществом прийти к пониманию, какие проблемы существуют в московском образовании и какие задачи стоят на перспективу.

«Неслучайно директора школ на одной из встреч просили вместе разработать стратегию видения будущего московского образования: как оно будет развиваться, какие приоритеты необходимо выстроить, какие задачи. Конечно, мы такую стратегию с чистого листа не сделаем, да и в этом нет никакого смысла. Главная задача нашего сегодняшнего разговора — попробовать начать разработку такой стратегии, а затем вместе со всем педагогическим сообществом обсудить ее, чтобы было понимание тех проблем, которые сегодня существуют в московском образовании, и тех задач на будущее, которые стоят перед нами», — отметил Мэр Москвы.

Сергей Собянин также выразил надежду, что московские учителя, ведущие вузы города, эксперты активно включатся в дальнейшее обсуждение стратегии развития московского образования.

Руководитель городского Департамента образования Исаак Калина рассказал, что работа над стратегией начнется со встреч директоров московских школ. Первая их них пройдет уже на этой неделе. Вторым этапом, по его словам, станет обсуждение среди учительского сообщества, а также представителей ассоциаций, созданных в образовательной сфере. Такая организация работы обеспечит необходимый масштаб дискуссии. «Я думаю, что нам нужно сейчас где-то месяца полтора-два, чтобы провести такое распространение идей и прием предложений», — добавил Исаак Калина.

Он также отметил, что вопросы развития образования могут стать предметом общественного обсуждения. «Объявим конкурс на лучшие предложения в стратегию, я думаю, что это будет интересно и желающих внести предложения будет достаточно много, — добавил руководитель Департамента. — Создадим, естественно, рабочую группу, которая будет все это интегрировать, обрабатывать. Причем хотелось бы несколько видов групп, то есть группа авторская, группа консультационная, которая будет консультировать, и группа экспертов — ведь кто-то критиковать должен обязательно, а иначе никак».


Первые идеи
На круглом столе с участием директоров школ уже прозвучало несколько интересных идей.
Поставить амбициозную цель. Сегодня московские школы входят в десятку лучших школ мира. Значит завтра мы должны стремиться войти в первую тройку.
Начать с поддержки учителей. Освободить педагогов от прохождения аттестации, многочасовой проверки тетрадок и прочей рутины. Помочь им освоить новые роли наставников и путеводителей детей по безбрежному морю образовательных возможностей, которые предлагает современный город. И, разумеется, достойно оплачивать учительский труд.

Внедрить систему ПОТОК — персональных образовательных траекторий. Сделать учебные планы гибче, дать возможность ученикам изучать интересующие их предметы не только в своем классе, но и в соседней школе, технопарке или, например, в спортзале. Главное — не где, а чему учиться и у кого учиться.

За ПОТОКом неизбежно последует РОСТ — распределенное оценивание в системе талантов. Каждое достижение в профессиональной подготовке, на олимпиадах, в кружках и спорте будет складываться в «копилку» — итоговое портфолио выпускника.

Впрочем, не будем забегать вперед, это пока лишь идеи.
Главное сейчас — правильно организовать работу над стратегией.
Как будем готовить документ?

Есть простой способ загубить хорошее дело — поручить его чиновникам и экспертам. Они напишут блестящую, но изначально мертворожденную бумагу.
Важно, чтобы в этой работе участвовали, прежде всего, те, кому все это воплощать в жизнь.
Поэтому я попросил инициативную группу директоров школ разработать первый набросок стратегии развития образования.
Затем мы опубликуем его, чтобы каждый педагог и родитель могли обсудить стратегию и высказать свои предложения. Необходимо максимально широкое обсуждение, дискуссия, проведение массового масштабного краудсорсинга — поиска и отбора самых интересных и реализуемых идей.

Важен даже не сам конечный документ — важно создание постоянного механизма поиска идей, актуальных задач и путей их решения в московском образовании.

Стратегия должна быть не застывшим документом, а механизмом мониторинга общественного запроса и поиска ответов на вызовы стремительно меняющегося мира.

Образование — фундаментальная основа развития Москвы. И для меня очень важно, что думает о будущем школьного образования всё городское сообщество, все неравнодушные москвичи.