Комплексная безопасность образовательного учреждения 25.08.2014

Безопасность образовательной и воспитательной деятельности – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, в целях обеспечения безопасного функционирования, а также готовности его сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.


Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, в целях обеспечения безопасного функционирования, а также готовности его сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность школы включает все виды безопасности, в том числе пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Безопасность ГБОУ школы № 201 - это комплекс организационно-технических мер и мероприятий, осуществляемых школой во взаимодействии с местными органами власти, правоохранительными структурами, вспомогательными службами, общественными организациями с целью обеспечения функциональной готовности ОУ к безопасной повседневной деятельности, создание условий для сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, сохранение материальных ценностей образовательного учреждения от возможных террористических актов, несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, а также готовности к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. Вопросы безопасности жизнедеятельности в школе решают:

1. Директор школы – Подольская Елена Викторовна.
2. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности – Суханова Наталья Яковлевна.
3. Должностные лица, обеспечивающие отдельные аспекты безопасности жизнедеятельности в рамках своих функциональных обязанностей.

В школе данная проблема рассматривается как комплексная, включающая в себя следующие аспекты:

1. Охрана зданий, территорий, имущества, участников образовательного процесса, ГБОУ школы № 201, структурных подразделений осуществляет ООО ЧОП "Флагман" ( Лицензия № 8382 от 23 сентября 2010 г., Госконтракт № 889-3 от 23.11.2015г.)
Круглосуточное дежурство и пропускной режим осуществляют сотрудники частных охранных предприятий. Охранники обеспечены кнопкой тревожной сигнализации для связи с группой оперативного реагирования межведомственной охраны МВД, ручным металлоискателем, телефонной связью с оперативными службами, огнетушителями.
Круглосуточное дежурство ГБОУ школы № 201(адрес: ул. З. и А. Космодемьянских, д.3,к.1, ул. З. и А. Космодемьянских, д.13, Старопетровский пр., 12А, Ленинградский шоссе, 10) обеспечивает ООО ЧОО «Флагман». Связь в случае необходимости через старшего по объекту ООО ЧОО «Флагман» Соловьева Владислава Владимировича (8-910-438-54-81). Контроль за деятельностью охранного предприятия осуществляют со стороны школы её директор и ответственный по обеспечению безопасности.

2. Пожарная безопасность.
Для обеспечения пожарной безопасности в школе установлена АПС и система оповещения при пожаре. Техническим средством оповещения является автоматическое звуковое и речевое оповещение АПС с передачей сообщения на пульт вызова «01», подготовленной информацией для постоянного и переменного состава в случае возникновения ЧС. Гимназия обеспечена первичными средствами пожаротушения (огнетушители типа ОУ и ОП).

3. Психологическая безопасность.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
В рамках обеспечения психологической безопасности и комфортности в школе проводятся:
- социометрические исследования, позволяющие выявить потенциальных «изгоев» и слабовыбираемых детей в коллективах классов;
- психодиагностика уровня тревожности и уровня проявлений агрессии у обучающихся;
- психопрофилактическая работа с детьми «группы риска», девиантами, делинквентами; психопрофилактика употребления ПАВ;
- групповая и индивидуальная работа с детьми с повышенной тревожностью;
- групповая и индивидуальная работа с детьми с повышенным уровнем агрессии;
- создание разновозрастных сообществ, продуцирующих комфортный психологический микроклимат.
Педагоги-психологи детских садов осуществляют психодиагностику агрессивности, тревожности, эмоциональной лабильности и импульсивности, коммуникативных барьеров у дошкольников. На основе полученных диагностических данных осуществляется индивидуальное психологическое сопровождение.
Во всех структурных подразделениях школы проводится психологическая просветительская работа среди учителей, воспитателей и родителей, ориентированная на создание психологически комфортной атмосферы для ребёнка в семье и в ситуации учебного урока, а также в ситуации занятия в детском саду.

4. Санитарно-гигиеническая безопасность школьника.
Рекомендации для участников учебного процесса в период эпидемий. Во время эпидемического подъема гриппа основное внимание
необходимо уделять изоляции больных детей и персонала. Особое внимание следует уделять профилактике гриппа у детей и персонала, подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе (больных хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно - сосудистыми и другими хроническими заболеваниями). Лица с признаками гриппоподобных заболеваний не допускаются до занятий, по меньшей мере, в течение 24 часов после нормализации температуры, без использования жаропонижающих лекарственных препаратов. При возвращении лиц, болевших гриппоподобным заболеванием, в образовательное учреждение они должны соблюдать «респираторный этикет» и гигиену рук, а также воздерживаться от близкого контакта с людьми. При назначении детям, больным гриппом, жаропонижающих средств, следует запретить назначение аспирина (ацетилсалициловой кислоты), поскольку он может вызвать редкое, но серьезное заболевание - синдром Рея. Дети и персонал с признаками гриппоподобного заболевания на момент прихода в гимназию или заболевающие в течение дня должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала и отправлены домой. Необходимо заранее определить помещение для временного размещения больных. Персонал, ухаживающий за лицами с известным, вероятным или подозреваемым заболеванием гриппом или гриппоподобным заболеванием, должен носить хирургическую маску.

Гигиена рук.
Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытьё рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания. Необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, следует определить ответственных лиц.

Рутинная уборка.
В общеобразовательных учреждениях регулярно проводится влажная уборка. Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями СанПиН. Выборочное закрытие дошкольных и общеобразовательных учреждений. Решение о закрытии таких учреждений позволит обеспечить лучшую защиту этих детей.

Ежедневный медицинский осмотр.
Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. Наибольший риск передачи отмечается в течение первых 5 дней заболевания первого больного члена семьи (около 90%) с максимальным риском передачи в первый день заболевания (около 40%).
Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате; проведение уроков на улице (вне помещений);
- нельзя использовать школьные автобусы и общественный транспорт;
- деление классы на более мелкие группы.
Данная рекомендация основана на информации в отношении вирусовыделения. Вирусовыделение гриппа обычно продолжается от 5 до 7 дней для инфекции сезонным гриппом. Школа также может предпочесть более длительный период изоляции. Закрытие школы (отмена занятий): ответное и упреждающее Ответное закрытие может быть рекомендовано, когда в школе отмечается одновременное отсутствие более 25% детей, заболевших гриппом и ОРВИ. При закрытии школы необходима отмена массовых мероприятий. Период времени, на который учащиеся должны быть распущены из школы, будет различаться в зависимости от типа закрытия школы, а также от степени тяжести и продолжительности эпидемии. На регулярной основе местные власти, распустившие учащихся из школы, должны проводить повторную оценку эпидемиологических данных в отношении заболевания, В зависимости от этой оценки местные власти могут решить либо продлить закрытие школы, либо открыть школу.

5. Курс ОБЖ в школе и интеграция его элементов с другими учебными предметами (физическая культура, биология, химия, физика, иностранный язык, предметы гуманитарного цикла, др.) проводится в соответствии с утвержденным учебным планом. В конце учебного года проводятся пятидневные сборы с юношами 10-х классов. Школа полностью укомплектована кадровым составом преподавателей ОБЖ . Кабинет ОБЖ оснащен комплектом учебно-наглядных пособий по курсу ОБЖ и пособиями по правилам дорожного движения.

6. Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей школьного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому ГБОУ школа № 201 и семья призваны в школьном возрасте заложить основы здорового образа жизни.
Различные формы работы на ранней стадии развития ребенка помогают понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить учащегося самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу

7. Учебная отработка механизмов эвакуации из здания гимназии. Эвакуация всех участников образовательного процесса при возникновении ЧС осуществляется путем проведения специальных практических занятий и тренировок.

8. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы в ОУ осуществляется по следующим направлениям:
- построение школьного правового пространства через коллективную работу по созданию Правил школьной жизни и контроля за их соблюдением всеми участниками образовательного процесса;
- обучение правилам безопасности на дорогах и улицах города;
- организация разноплановой работы по предупреждению вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, профилактике правонарушений);

9. Мониторинг сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся:
1. Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся проводится на основании нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.10 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г. № 19993) (Вводятся в действие с 01.09.2011г.);
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 409/13-13 от 20.04.2001);
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ И НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Весь комплекс мер направленных на формирование ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся школы привел к следующим результатам: стабильные положительные результаты общего показателя здоровья, улучшение показателей диагностики зрения, практическое отсутствие травматизма среди учащихся, значительное снижение пропусков занятий по болезни.
За последние годы школа показывает стабильные результаты физического развития учащихся. Около 98% родителей и детей удовлетворены системностью работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В среднем 87% родителей отметили свою удовлетворенность по отношению к уровню учебной нагрузке ребенка, санитарно-гигиеническим условиям обучения, уровню психологической комфортности ребенка в гимназии.
По результатам независимого тестирования более 90% родителей выразили удовлетворение отношением педагогов к детям и желание ребенка посещать школу, родители удовлетворены качеством работы школы в целом. Показателем может служить наполняемость классов, количество классов, отзывы выпускников.
Анализ результатов мониторинга уровня сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся имеет стабильные показатели, эффективно сказывается на сохранении контингента учащихся, формирует у детей правильное представление о здоровом образе жизни, создает благоприятный психологический климат в школьном коллективе и стимулирует мотивацию учащихся на высокий образовательный результат, объясняет 100% отсутствие правонарушений среди учащихся. В школе проводится целый ряд мероприятий, направленных на популяризацию здорового и безопасного образа жизни:

Первая половина дня:
- Общая зарядка перед уроками
- Уроки ОБЖ
- Уроки физкультуры
- Уроки ритмики
- Уроки «Подвижные игры»
- В структуре уроков предусмотрены «физкультминутки» и динамические паузы, время проветривания кабинетов.

Вторая половина дня:
- Прогулка (в ГПД)
- Подвижные игры
- Мини-футбол
- Баскетбол
- Теннис
- АОФ (адаптивно-оздоровительная физкультура)
- Каратэ

В течение года сборные команды школьников принимают участие в районных, окружных и городских соревнованиях по:
- Войлеболу
- Мини-футболу
- Баскетболу
- Осенне-весенние соревнования допризывной молодежи.

В течение года в гимназической библиотеке дети могут:
- пользоваться подборкой художественной литературы и периодических изданий по ЗОЖ;
- пользоваться медиатекой по тематике ЗОЖ
- прослушать лекции, принять участие в беседах и деловых играх по ЗОЖ;

В Совете школы работает «спортивный сектор», который вместе с учителями ОБЖ и физкультуры организует и проводит:
- «дни здоровья»
- спортивные праздники
- командно-штабные учения по эвакуации.

В циклограмме жизни школы проводятся мероприятия:
- Сентябрь – общешкольный «Пикник» - где дети, учителя и родители участвуют в спортивных играх и эстафетах. Среди старшеклассников проводятся соревнования по волейболу, футболу и баскетболу.
- Январь – общешкольная олимпиада «Успех» - где проводятся внеурочные мероприятия по темам популяризации здорового и безопасного образа жизни среди молодежи
- Сентябрь-Апрель – спортивная «Олимпиада школьников» (большие соревнования за звание самого спортивного класса школы).

В рамках проектной деятельности учащихся 5-11-х классов разработаны:
- проекты по экологии и ЗОЖ
- проекты по ПДД
- проекты по ОБЖ

В школе:
- работает медицинский кабинет
- организовано питание обучающихся в режиме работы «Школа полного дня»
- организован питьевой режим

10. Пропускной режим в школу.
Контрольно-пропускной режим в школу вводится в целях обеспечения безопасности учащихся, работников, сохранности имущества, предупреждения террористических актов и осуществляется в соответствии с утвержденными нормативными документами.
Пропуск в школу осуществляется по внутреннему графику режима образовательного учреждения:
Во время учебного процесса с 8.30 до 17.00 доступ родителей в школу ограничен: родители могут быть пропущены в школу по записке учителя (классного руководителя), по согласованию с администрацией школы, при личном присутствии учителя (классного руководителя).
Причины: а) нельзя отвлекать учителя (классного руководителя) от учебно-воспитательного процесса; б) защита детей от гневных родителей, желающих "разобраться" с обидчиками своего ребенка.
Вход в школу посторонних лиц - по документу, удостоверяющему личность.
Как пройти в школу для встречи с учителями, классным руководителем, администрацией? предварительно созвониться о времени встречи (охрана будет предупреждена о вашем приходе или вас лично встретит сотрудник, с которым Вы хотели бы встретиться). Если встреча срочно - звонить по тел.(499) 450-95-37 Вас встретят и ответят на Ваши вопросы. Уважаемые родители! Все ограничения на вход в школу созданы ради безопасности ваших детей и качественной организации учебно-воспитательного процесса.

11.Культура безопасного поведения в ОУ.
При проведении различных мероприятий:
- общешкольных;
- выездных (экскурсии, походы, коллективное посещение театров, музеев и т.д.);
- при проведение уроков, связанных с повышенным вниманием к обеспечению правил техники безопасности оформляются приказы и ведется журнал техники безопасности в школы) и т.д.
12. Законодательные акты и нормативные правовые документы подразделяются на документы:
- Федеральный уровень (Федеральные законы, Указы и Постановления Президента и Правительства РФ, Министерства Образования);
- Международные документы (Международные конвенции, Договоры)
- региональный и местный уровень (Постановления Правительства Москвы, Распоряжения мэра Москвы, Приказы Департамента образования, Должностные инструкции по безопасности;
- Организационно-плановые (руководящие указания Федеральных органов, Правительства Москвы, Департамента Образования и др., приказы руководителя образовательного учреждения, планы работ ОУ, Паспорт безопасности ОУ).